Category:

Как нельзя начинать проектировать терминал аэропорта.

В очередной раз доверили дизайн аэропорта тем, кто не умеет думать. На этот раз в Новосибирске, где к ЧМ решили перестроить терминал. 

Дизайн аэропорта – это не фонтанчики и стеклянный фасад. Это прежде всего функциональный дизайн. А уже потом красивости. 

То есть берется проблема, как 10 млн. человек в год максимально быстро и комфортно доставить из самолета в город и наоборот. Именно такая задача ставится перед аэропортом. Я посетил около 50 – 60 разных аэропортов, наверное. И в каждом из них я был «в первый раз». И ни один российский аэропорт не сравнится по удобству с зарубежными. Человек должен передвигаться интуитивно и с комфортом без знания языка. У себя на родине я полчаса искал туалет в Екатеринбурге. А в Шереметьево в принципе не знаешь, когда выходить из автобуса. Почему-то в аэропорте Кельна мне для того, чтобы попасть в электричку достаточно идти по стрелочкам со значком паровозика. А в Домодедово в декабре приходится выходить на улицу – лютый ветер, поскользнулся на льду, попал под колеса проезжающей машины. И только потом на холодную платформу. У нас делают открытые платформы для поездов везде, будто до сих пор на дворе 19 век и тянут вагоны паровозы. Другой причины, почему бы не закрыть от ветра и дождя платформу я не вижу. Ну да ладно. Вернемся к планированию аэропорта.  

Я для себя выделяю несколько в этом плане важных моментов. Возьмем несколько аэропортов с такой же нагрузкой, находящихся в примерно таких же географических условиях. Пусть это будет Европа. У меня получилось:  Берлин-Шёнефельд, Бирмингем (аэропорт), Кёльн/Бонн Штутгарт, (аэропорт). Базель-Мюлуз-Фрайбург (аэропорт) Брюссель-Шарлеруа (аэропорт) Бристоль (аэропорт) Гётеборг-Ландветтер Берген (аэропорт). Все эти аэропорты обслуживают с разным успехом от 6 до 11 млн. пассажиров в год. То есть именно то количество пассажиров, на которое рассчитывают в Толмачево. Все они спроектированы задолго до 2019 года.

1. В подавляющем большинстве посадка и высадка осуществляется на разных уровнях. Реализуется это с помощью эстакады. И это удобно!

2. В подавляющем большинстве есть навесы от дождя и солнца над пешеходной зоной на улице. И это необходимо!

3. Доступ к общественному транспорту прямо из терминала или крытыми корридорами. 

Вот до тех пор, пока нет этих трех моментов, я считаю здание терминала просто прямоугольной коробкой, которую может нарисовать третьеклассник. 

Потом сюда накладываются особенности ландшафта. 

Места много, место плоское, что просится? Правильно – смотровая площадка с кафе. Этакий стакан или выступ над основным уровнем терминала, чтобы сделать бизнес лаунж. А для простых людей – в общей зоне кафе в отдельном помещении, рядом с терминалом. А на улице посадить елок на искусственном рельефе. Искусственный рельеф – это как в Зарядье. 

Потом сюда накладываются климатические особенности. 

В Новосибирске холодно. 7 месяцев в году средняя температура не превышает ноль. Значит никаких фонтанов, искусственных рек, и прочих развлечений. Строим теплые курилки, используем в строительстве энергоэффективные материалы. 

Я бы вообще заставил проектировщиков заставлял строить из картона в поле муляж аэропорта и пройтись по нему в шортах, будто пассажир, прилетевший из Таиланда. 

Мне вообще хочется сказать, что проектирование аэропорта – это не красивая картиночка, а например расчет, сколько киловатт-часов на одного пассажира будет тратиться электроэнергии. Про то, сколько литров воды какой степени загрязненности будет сливаться в сточные трубы. Про то, за сколько секунд будет проходить пассажир паспортный контроль, где и как будут стоять киоски самообслуживания, какой фирмы терминалы по сканированию электронных посадочных стоит использовать и почему. Вот это вот все. 

Теперь к тому, что получилось у дизайн-агентства SPEECH

1 фото – стекло во всю стену и фонтаны. Знаете кто будет гулять по таким плоским открытым пространствам. Нет, не люди – ветер, холодный сибирский ветер. И разбрызгивать воду из фонтана на проезжую часть коротким сибирским летом. Сколько электроэнергии уйдет на отопление стеклянного помещения? 

2 фото – будет очень, очень темно. Машину не найти, ведь нет нумерации рядов, нет бортиков. Зато как удобно дрифтить обкуренным таксистам. 

3 фото – Сложно понять наверное, но обычно люди хотят видеть разное, в зависимости от текущих задач. Например, входя в двери терминала они хотят видеть расписание рейсов и соответствующие стойки регистрации. Поэтому табло надо вешать у входа. А не у стоек регистрации. Далее человек хочет от входа легко добраться до нужной стойки. Для этого нужны указатели и навигация служба помощи аэропорта. Но в предложенном дизайне ничего этого нет. Только пустое пространство, чтобы удобно было гонять полотерам на машинках своих. Есть только стойки регистрации и пункты досмотра багажа. Еще про дизайн. Видите гигантские колонны. Представляете какой поток света будет в метре от них? И насколько тускло посередине между колоннами. И я не вижу источников освещения около стоек регистрации. Как вы рассчитывали, в какой программе сопротивление такой фасадной стеклянной конструкции ветровой нагрузке?

4 фото – Где защита от ветра и дождя? Та штука на высоте 15 метров не считается. Где номера входов? Ну почему такая проблема есть только в России? Как встретиться с таксистом? Почему нет выделенной площадки для посадки в общественной транспорт?

Ну и последняя фотография. Вообще кто-то говорил дизайнерам, что сейчас не 30-е годы, что конструктивизм уже не в моде. Возможно они при проектировании ориентировались на ДК им. Зуева, где столь умело сочетаются острые углы и округлости? Но ребята, то что вы видите сейчас – бледное подобие того, что было в проекте изначально. Но вы даже до такого уровня не дотянули. Я уж молчу про то, что у вас козырек держится только на сумме откатов. Но то, что сверху ваш терминал выглядит как лежащий светофор – не скроешь. Кстати, скажу по секрету, таки купола не могут существовать в объективной реальности при земной силе тяжести. Вы проектируете терминал аэропорта, а не футбольное поле. Единственное, что будет удобно, это засесть террористу в лесочек у сзади от гостиницы скайпорт и из снайперки отстреливать пассажиров. Ну или стрелять по терминалу из танка – удобно – издалека и прямой наводкой. 

В общем предложенные рендеры лишь образец того, как нельзя начинать проектировать терминал аэропорта. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.